Наука для Победы

Нейропсихология в годы войны

Когда в 1941 году на нашу землю пришла страшная беда, каждый человек задумался над вопросом: как я могу помочь своей стране, своему народу победить грозного противника? Сотни советских ученых били врага своим оружием – наукой, одновременно закладывая фундамент для ее развития в мирное время. Ведь каждый верил в то, что победа будет за нами!

Известный отечественный психолог Александр Романович Лурия (1902-1977) говорил о тех страшных годах так: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых".

Именно в годы войны зародилось новое направление в психологической науке – нейропсихология, которое впоследствии стало специальной отраслью науки о психике. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций - внимания, восприятия, памяти, интеллекта, произвольных движений на основе исследования локальных поражений головного мозга. 

Война калечила тела и души солдат, а военные медики прикладывали максимальные усилия, чтобы вернуть миллионы раненых в строй. 

Ранения в голову были очень серьезной травмой, поскольку во многих случаях представляли собой угрозу жизни или могли превратить человека в инвалида, полностью изменить его личность. Ведь человеческий мозг – основа психики! Благодаря этому сложному органу, созданному миллионами лет эволюции, мы видим, слышим, разговариваем, понимаем речь. Благодаря деятельности головного мозга каждый из нас является уникальной личностью! И одна единственная вражеская пуля могла перечеркнуть всю жизнь человека, даже и не убивая его.

А.Р. Лурия и его коллеги, оказывая помощь раненым бойцами, изучали тайны работы мозга, накапливали опыт реабилитации пострадавших. Говоря научным языком, психологи занимались проблемами диагностики и восстановления психических функций после поражений головного мозга.

В первые месяцы войны А.Р. Лурия было поручено организовать работу тылового восстановительного госпиталя нейрохирургического профиля на Южном Урале – в маленькой деревне под Челябинском. В сложных условиях, при наличии скромного нейрохирургического и нейрофизиологического оборудования Александр Романович и его 30 коллег, среди которых были 

Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожец, С.Я. Рубинштейн, лечили раненых с разнообразными нарушениями психических функций. В эти годы Лурия были разработаны высокоэффективные методы локальной диагностики мозговых нарушений, комплексы упражнений и методики по тренировке и восстановлению нарушенных психических функций. 

А.Р. Лурия разработал теорию локализации психических функций, создал классификацию афазических (речевых) расстройств, описал ранее неизвестные формы нарушений речи, исследовал механизмы памяти. 

Накопленный в годы войны опыт лег в основу современных принципов реабилитации пациентов с поражениями головного мозга (опухолями, травмами, инсультами). 

Понимание законов функционирования головного мозга дает человеку, с которым приключалась беда, шанс вернуться к нормальной жизни. 

Наука всегда на боевом посту: и под немецкими пулями в 1941-1945 гг., и под мирным небом XXI века. Скажем большое спасибо всем ученым, которые внесли свой неоценимый вклад в Великую Победу!

Made on
Tilda